Аккумулятор
На автомобиль установлена свинцово-кислотный аккумулятор номинальным напряжением 12 В. |
Следует помнить о том, что аккумулятор содержит раствор серной кислоты (электролит) – агрессивное высокотоксичное вещество, разъедающее кожу, одежду и вызывающее сильную коррозию и окисление большинства металлов. При попадании серной кислоты промойте пораженные участки большим количеством воды. При попадании серной кислоты в глаза немедленно обратитесь к врачу. |
|
|
При зарядке аккумуляторной батареи (на автомобиле или в помещении) выделяется кислород и водород. Наиболее интенсивно газы выделяются на конечном этапе зарядки батареи, количество выделяемого газа пропорционально значению зарядного тока. |
Кислород и водород смешиваются у поверхности пластин и образуют взрывоопасную смесь. |
Малейшей искры от зажженной сигареты или от только что погасшей спички достаточно для возникновения взрыва. При этом разрушается Аккумулятор, а серная кислота выбрасывается наружу. Находящиеся вблизи люди могут пострадать от осколков корпуса батареи или брызг серной кислоты. Последние особенно опасны при попадании в глаза, на кожу лица или рук. Кроме того, повреждается одежда. |
Перед отсоединением или подсоединением аккумуляторной батареи отключите все потребители электроэнергии. |
При зарядке аккумуляторной батареи в помещении перед отсоединением или подсоединением батареи обязательно выключайте зарядное устройство. |
Не кладите на поверхность аккумуляторной батареи металлические предметы, которые могут вызвать короткое замыкание между клеммами батареи. |
Не подносите к аккумуляторной батарее открытый огонь, паяльные лампы, газовые горелки, зажженные сигареты или спички. |
Снятие аккумулятора
Примечание:
- При отсоединении аккумуляторной батареи теряются настройки некоторых электронных устройств (часы, радио и т.п.) и коды доступа.
- До отсоединения аккумуляторной батареи запишите настройки и коды доступа. После подсоединения аккумуляторной батареи восстановите настройки и введите четыре цифры кода доступа (с помощью пульта дистанционного управления противоугонной системой).
Рис. 8.1. Расположение аккумуляторной батареи в моторном отсеке (cтрелкой показан болт крепления) |
|
|
Перед снятием выключите все потребители электроэнергии на автомобиле. Отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи, начиная с «минусовой» клеммы. Отверните болт крепления (Рис. 8.1). |
Установка проводится в порядке, обратном снятию. |
При установке или при каждом отключении аккумуляторной батареи может возникнуть необходимость в выполнении нескольких простых операций для обеспечения нормальной работы автомобиля: установить время на часах; ввести четырехзначный код аудиосистемы (с помощью кнопок дистанционного управления на рулевом колесе). |
|
|
Проверка аккумулятора
Проверка
Проверьте отсутствие коррозии и отложений на поддоне, крышке и клеммах аккумуляторной батареи. При необходимости удалите коррозию и промойте корродированные участки раствором соды. Прочистите клеммы аккумуляторной батареи и смажьте их тонким слоем технического вазелина. Проверьте уровень электролита
(примерно 15 мм выше края пластин банок). При необходимости восстановите уровень доливом
дистиллированной воды (электролит или кислоту не доливать).
Примечание: Уровень электролита в аккумуляторных батареях с прозрачным корпусом проверяется визуально по метке уровня.
В процессе эксплуатации возможны отказы аккумуляторной батареи из-за высокой степени ее разряженности. Причинами могут быть проскальзывание ремня привода генератора, неисправность генератора, подключение дополнительных (нештатных) потребителей сверх допустимых пределов, повышенный саморазряд из-за сильного загрязнения поверхности. |
Проверка состояния аккумуляторной батареи проводится путем измерения плотности электролита денсиметром. |
Измеренная плотность электролита сравнивается со значениями табл. 8.1, это позволяет оценить состояние аккумуляторной батареи. |
Степень заряженности аккумуляторной батареи в зависимости от плотности электролита |
Плотность электролита во всех банках должна быть одинаковой и отличаться не более чем на ±0,02 г/см3 одна от другой. Если плотность электролита в соседних банках резко отличается, то в аккумуляторной батарее короткое замыкание и она неисправна. |
Осмотрите аккумуляторную батарею и убедитесь в следующем: |
– на корпусе и крышке аккумуляторной батареи отсутствуют трещины и следы повреждений;
– на верхней части аккумуляторной батареи нет следов загрязнений;
– клеммы находятся в исправном состоянии;
– на клеммах отсутствуют солевые отложения (сульфатация). |
Проверьте надежность затяжки гаек зажимов проводов на клеммах. Плохой контакт между наконечниками проводов и клеммами может стать причиной невозможности пуска двигателя и снижения эффективности зарядки аккумуляторной батареи. Кроме того, при ненадежном контакте происходит искрение, что может привести к взрыву аккумуляторной батареи. |
Очистите и смажьте нейтральной смазкой (техническим вазелином) клеммы аккумуляторной батареи и наконечники проводов. |
Проверьте уровень электролита, для чего выверните пробки на верхней части аккумуляторной батареи. |
На аккумуляторных батареях со съемными пробками снимите крышку вручную или с помощью инструмента (например, жесткого шпателя). |
Проверьте уровень электролита во всех банках, он должен быть выше сепараторов приблизительно на 1,5 см. |
При необходимости долейте в аккумуляторную батарею дистиллированной воды. |
Полупрозрачные корпуса некоторых аккумуляторных батарей дают возможность контролировать уровень электролита. |
|
|
Ни в коем случае не доливайте в аккумуляторную батарею электролит, кислоту или другие жидкости. |
Уход за аккумуляторными батареями заключается в периодической очистке их от пыли и грязи. Необходимо проверять также надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с клеммами батареи, окисленные наконечники проводов и клеммы зачищают. При чистке следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя надежно соединить наконечники проводов с клеммами батареи. Следите, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке клемм или крышки батареи. Наконечники проводов и клеммы смазывайте техническим вазелином. |
Если автомобиль не используется более одного месяца, рекомендуется снять провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. При длительных перерывах в эксплуатации (зимний период) снимите аккумуляторную батарею с автомобиля и храните ее в прохладном помещении, но при положительной температуре. Рекомендуется подзаряжать каждые три месяца аккумуляторную батарею, находящуюся на хранении. |
Каждая разрядка, особенно длительная, сокращает срок службы аккумуляторной батареи. |
Внимание:
- Электролит представляет собой раствор серной кислоты. При попадании электролита на кожу промойте пораженный участок большим количеством воды.
При тяжелом химическом ожоге (особенно глаз) обратитесь за медицинской помощью.
- При попадании электролита на металлические поверхности обработайте их раствором соды.
- При зарядке аккумуляторной батареи выделяется свободный водород - опасность взрыва. Не курите и не пользуйтесь открытым пламенем около аккумуляторной батареи.
- Не кладите на крышку батареи токопроводящие предметы - опасность искрового разряда при коротком замыкании клемм батареи.