SYMBOL
 

ремонт и эксплуатация

Эксплуатация      Двигатель      Трансмиссия      Ходовая      Рулевое      Тормоза      Электрика      Кузов      Схемы

     Статьи на общие темы
Об автомобильных чехлах
Про противоугонные системы
Про свечи зажигания
Выбор щёток стеклоочистителя
Oбщая презентация нового Symbol

    Аэродинамика автомобиля
История автомобильной аэродинамики
Взаимодействие автомобилей с воздушной средой
Влияние формы кузова на аэродинамику
Аэродинамика колеса
Аэродинамика подднищевой зоны
Внутренняя аэродинамика
Аэродинамика конструктивных элементов кузова

Пока искрит свеча



С момента прихода компании Bosch на российский рынок свечей зажигания прошло более пятнадцати лет. Для многих водителей отечественных ВАЗов, да и первых «официальных» иномарок, знакомство с немецкой фирмой началось с серии W, в частности с ее модели W8 DC - недорогих, надежных, а, главное, импортных свечей. Однако сегодня «бошевская» автоэлектрика производятся уже и в России.

А как обстоит дело с качеством? Ведь бывший «Энгельсский завод автотракторных свечей», в цехах которого базируется российское предприятие Bosch или ОАО «Роберт Бош Саратов», ранее не баловал потребителей высококлассной продукцией. Именно этот вопрос встал сегодня во главу угла. С одной стороны, известная немецкая марка имеет практически безупречную репутацию на рынке автомобильных свечей: процент брака исчисляется сотыми долями процента. С другой - производство в третьих странах зачастую рискованно. Оборудование, технологии, наконец, сырье, материалы и культура производства могут отличаться от первичных, по сути эталонных. Подтвердить или опровергнуть такое мнение нам представилось самим при посещении заводов Bosch как в Германии, так и России.

Концерн инноваций

Напомним, что компания Bosch еще в 1902 году запатентовала свечу зажигания совмещенную с магнето высокого напряжения. Лишь после этого конструкция стала доступна остальным мировым производителям автокомпонентов. За 110 лет фирма разработала более 20 тысяч модификаций свечей зажигания. Кстати, по числу заявок на патенты корпорация занимает первое место в Европе и третье в мире - до шестнадцати ежедневно! Но впечатляет не только эта цифра. Предварительный объем продаж только по автомобильному направлению в 2011 году составил порядка 30 млрд. евро. Более половины его приходится на Европу, остальная часть делится между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной и Северной Америками. Среди многочисленных компонентов и комплексных систем для современных автомобилей, включая системы питания бензиновых и дизельных двигателей, электрооборудование, системы безопасности, тормозные системы и фильтры, - свечи зажигания идут отдельной статьей. Во-первых, они производятся для установки в автомобили первичной комплектации и несут на себе маркировку и Bosch, и автопроизводителя. В их числе Alfa Romeo, Audi, BMW, Cadillac, Citroen, Deawoo, Fiat, Ford, Lancia, MercedesBenz, Mitsubishi, Opel/Vauxhall, Peugeot, Porsche, Renault, Saab, Seat, Skoda, Smart, SsangYong, Toyota, Volvo, Volkswagen. Вовторых, для продажи на рынке постгарантийных автомобилей через дилерские сети. Эта часть - наибольшая по объему и, соответственно, наиболее востребованная. Ежегодно на пяти заводах Bosch в Германии,

Бразилии, Индии, Китае и России производится до 350 млн. свечей. Причем, как уверяют представители компании, с одинаковым качеством. Расходятся такие свечи более чем в 100 странах и охватывают более 90 % ассортимента выпускаемых в мире автомобилей. Естественно, головной завод в баварском Бамберге не справился бы с такими объемами, но с него, впрочем, все и началось: от первой свечи до стандартов производства.

Во благо потребителя

На сегодняшний день технологический процесс выпуска свечей Bosch практически полностью автоматизирован. Станки и линии выпуска разрабатываются как соответствующими подразделениями концерна, так и приобретаются у сторонних, специализированных производителей. Однако техническое задание исходит от завода по выпуску свечей. В комплексе такое оборудование представляет собой гибкую автоматизированную систему с компьютерным управлением, способную перестраиваться на выпуск той или иной модификации изделий менее чем за час. Причем на заводе таких линий несколько.

На первом этапе цепочки происходит пятиступенчатая штамповка корпуса свечи, далее накатка резьбы и приварка боковых электродов: стандартных, профилированных по внутренней кромке или нескольких - для образования скользящей искры. Затем корпус обезжиривается и отправляется в гальванический цех для нанесения слоя никеля. Таким образом, свеча защищается от коррозии, а резьбовая часть становится более гладкой, для максимально легкого вкручивания детали в мягкие, алюминиевые головки блоков цилиндров двигателей.

В это же время на другой линии штампуются и обрабатываются центральные электроды свечей. Они могут быть как медными, для серий начального уровня, так и с хромо-никелевой оболочкой, с платиновыми напайками или платиновыми с покрытием иридием или редкоземельным иттрием. Разные виды металлов напрямую влияют как на ресурс свечи, так и на ее стоимость. Кстати гарантия на любой «бошевский» тип - 24 месяца. Однако «благородные» свечи Bosch выхаживают до 60 тыс. км пробега автомобиля, в то время как «базовые» рекомендуют менять чаще. Впрочем, живучесть свечи во многом зависит как от качества топлива, так и от манеры вождения. Чем больше обороты и температура в двигателе, тем быстрее свеча самоочищается и тем дольше служит.

Еще одна линия представляет собой керамическое производство. Основа изоляторов свечей - оксид алюминия или глинозем высочайшего качества. При спекании отформованная автоматом и покрытая глазурью деталь получается прочнее стали - сломать ее руками практически невозможно. Но дело даже не в механической прочности - «бошевский» изолятор выдержит давление в 100 бар, а в его диэлектрических свойствах: при напряжении в 30 киловольт и при температуре в 1000 градусов он гарантирован от пробоя. Кстати, изоляторы всегда считались одним из слабых мест свечей. Микротрещины, возникающие при разнице температур, многократно уменьшают ресурс изделия. Но разработчикам Bosch удалось добиться его завидной надежности даже при уменьшении диаметра свечей последних моделей, ориентированных на новые двигатели. Прежде всего, за счет того, что в дело идет далеко не всякий глинозем, а строго определенного химсостава, а технологии обжига постоянно совершенствуются. Равно как и металлы, к которым также применяются повышенные требования, а работа с ними требует постоянных инноваций. Например, точности 120 тонного пресса с погрешностью штамповки в десятую долю миллиметра.

      

И вот тут мы вспоминаем о поставщиках. Их отбор проводился в соответствии с жесточайшими требованиями Bosch, чья продукция сертифицирована по ISO-стандартам. Но есть и еще одна деталь. С учетом поставок свечей на автозаводы, Bosch не имеет права менять поставщика, а также изменять что-либо в технологии производства без письменного согласия покупателей продукции на основе их экспертных оценок. Этим, в общем-то, объясняется и то, что на каждом из 25 этапов производства свечей зажигания существует контроль качества. Это может быть как автоматизированный процесс, так и ручной, при участии оператора линии или ее участка. Но брака, как такового нет - станки, как уже отмечалось, прецизионно точны, технологии отработаны, а сырье от глинозема до платины приходит из надежных источников. Любопытный факт: заводы Bosch за год используют этого драгоценного металла больше, чем вся европейская ювелирная промышленность за тот же период времени.

Да, собранная свеча из Бамберга, от автомобильной до специализированной,например, компрессорной, впечатляет, прежде всего исполнением: с какой стороны ни глянь - не придерешься.

Ступени н совершенству

Те же ощущения нам обещают и в российском Энгельсе. Но они все равно другие, на грани недоверия, несмотря на знакомое уже оборудование. В нем нет разве что фотоэлементов останавливающих линии при попадании в опасную зону рук. В большинстве случаев оно не новое, а перемещенное с завода в Бамберге. Но судя по табличкам с годом выпуска - возраст его невелик - 14-15 лет при ресурсе до 40 лет. С момента прихода Bosch на завод в 2001 году из Германии было перевезено 23 единицы оборудования с общим объемом инвестиций в 5,2 млн. евро. Еще в 2,9 млн.

евро обошлось приобретение двух новых прессшлифавтоматов, также двух сборочных линий и башенного сушила для керамического гранулята. На первый взгляд, цифры и суммы совсем небольшие, но к 2013 году суммарный объем инвестиций планируется довести до 16 млн. евро. И это при том, что в производстве свечей под маркой Bosch (есть еще участки по выпуску свечей марки ЭЗ для внутреннего рынка) занято 431 человек. Столь скромным составом ежедневно выпускается 180 тысяч свечей! Причем, такого же качества, как и в Бамберге, к тому же 385 типов. С одной стороны в это охотно верится: оборудование, включая

промышленные компьютеры,

- фирменное, 100 процентов сырья и комплектующих приходит из Германии. Российские только руки и менталитет. Но вот это и настораживает.

Недосмотреть, забыть, а то и просто пустить процесс на самотек, положившись на автоматику

- увы, наша национальная традиция. Однако к качеству претензий пока нет, и процент брака столь же минимальный, как и в Германии. Один из секретов оказался в персонале. Доля женщин среди него весьма велика. А как принято считать, наш слабый пол куда более ответственно относится к своим обязанностям. К тому же степень автоматизации на заводе в Энгельсе несколько меньше, чем в Германии: погрузка полуфабрикатов свечей на некоторые линии и их разгрузка производится вручную. Потому, как говорится: «Глаз да глаз!». И не какой-нибудь, а женский, горящий.

Естественно «не обходится» и без мужчин - наладчиков или операторов линий, прошедших обучение за рубежом. Но общее впечатление от рабочих предприятия несколько необычное

- почти камвольный комбинат. Позже вспомнилось, что на часовых заводах в СССР работали в основном женщины. По той же самой причине: аккуратность и ответственность. Тем не менее, серию «платиновых» свечей в Энгельсе не производят - не потому что не доверяют, а потому что импорт драгоценных металлов даже в режиме переработки, увы, пока не рентабелен. Зато завод в Энгельсе единственный из «бошевских» предприятий, выпускающий индустриальные свечи зажигания для потребителей в США.

Только вот паллет и ящиков с указанием адресов известных автозаводов или дилерских центров на этом заводе не найти. Как, впрочем, не найти их и на остальных производственных площадка Bosch. Цепочка передачи продуктов конечному потребителю не предусматривает прямых поставок. Все, что делают заводы компании по всему миру, стекается на центральный склад в Карлсруэ на границе Германии и Франции. И лишь оттуда расходится как по автозаводам, так и по сервисным постгарантийным предприятиям, и по оптовым авторизованным точкам продаж. Казалось бы, такая схема в разы увеличивает логистические издержки, но, как считают в Bosch, она себя полностью оправдывает. Во-первых, потребитель полностью защищен от каких бы то ни было сбоев в производстве и ориентирован на достаточные складские запасы. Во-вторых, логистика автоматизированного склада устроена так, что позволяет быстро совместить в одной отгрузке изделия многих наименований. В частности и свечей, прибывших из России. Сегодня уже по всему миру. ¦

Кирилл Савченно Фото автора и Bosch









      Яндекс.Метрика