Головка блока цилиндров (снятие и установка)


Головка блока цилиндров алюминиевая с двумя распределительными валами и 16 клапанами. Распределительные валы вращаются в шести подшипниках скольжения. В качестве верхних крышек подшипников используется крышка головки блока цилиндров. Распределительные валы приводятся во вращение от зубчатого шкива коленчатого вала резиновым ремнем, который приводит в действие и водяной насос. Распределительные валы воздействуют на клапаны посредством гидротолкателей через роликовые коромысла, расположенные под распределительными валами в головке блока цилиндров.

Перед снятием головки блока необходимо приобрести новые прокладку, ремень привода распределительных валов и, возможно, новые болты крепления головки блока цилиндров. Кроме того, по рекомендации фирмы Renault подлежат замене натяжной и обводной ролики.

Снятие:

– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;

– снимите капот;

– подоприте домкратом поддон двигателя, подложив деревянную проставку между ними;

– снимите ремень привода распределительных валов, как описано ниже;

– снимите защитный кожух поддона двигателя и слейте из двигателя охлаждающую жидкость, как описано в подразделе «Система охлаждения»;

– слейте моторное масло, как описано в подразделе «Техническое обслуживание»;

– снимите с головки блока цилиндров трос привода дроссельной заслонки;

– демонтируйте защитный кожух топливораспределительной рампы;



Рис. 3.12. Отсоединение трубопроводов от топливораспределительной рампы: 1 – питающий трубопровод; 2 – возвратный трубопровод

– отсоедините от топливораспределительной рампы трубопроводы (Рис. 3.12) и отведите их в сторону;



Рис. 3.13. Отсоединение крепления воздушного фильтра (1) и контактного разъема (2) в передней части двигателя

– отсоедините от головки блока цилиндров подходящие к ней электропровода, разъединив соответствующие контактные разъемы (Рис. 3.13);

– снимите корпус воздушного фильтра, для чего отсоедините  и отведите в сторону расширительный бачок системы охлаждения двигателя;



Рис. 3.14. Стяжка для поддержки двигателя (стрелка)

– снимите стяжку, поддерживающую двигатель с правой стороны выпускного коллектора (Рис. 3.14);

– снимите детали крепления нейтрализатора, отделите его от выпускного коллектора и закрепите нейтрализатор на трубопроводе системы выпуска отработавших газов;

– снимите блок дроссельной заслонки;

– снимите контактный разъем датчика концентрации кислорода;



Рис. 3.15. Болты (1) крепления корпуса дроссельной заслонки, разъем (2) датчика концентрации кислорода в отработавших газах, подкос (3) крепления двигателя и подъемная проушина (4)

– снимите подкос и подъемную проушину (Рис. 3.15);

– снимите выпускной коллектор, отсоединив от него вакуумный шланг;

– снимите катушки зажигания со свечей зажигания (см. подраздел «Система зажигания»);



Рис. 3.16. Маслоотделитель на крышке головки блока цилиндров (стрелка)

– демонтируйте маслоотделитель с верхней части крышки головки блока цилиндров (Рис. 3.16);



Рис. 3.17. Снятие крышки головки блока цилиндров: 1 – проушины; 2 – точки подведения отвертки, используемой как рычаг

– отверните болты крепления крышки головки блока цилиндров, постепенно ослабляя их, затем отделите крышку в вертикальном направлении, ударяя по проушинам в точках 1 (Рис. 3.17) бронзовой выколоткой и используя отвертку в качестве рычага в точках 2 (оберните отвертку, чтобы не повредить алюминиевые поверхности);

– снимите с головки блока цилиндров распределительные валы. Впускной вал имеет маркировку «АМ», выпускной – «ЕМ». При отсутствии маркировки пометьте валы краской;



Рис. 3.18. Снятие роликовых коромысел с головки блока цилиндров

– снимите и уложите по порядку в отдельные пластиковые стаканчики (ящички, коробочки) роликовые коромысла, чтобы не перепутать их при установке (Рис. 3.18);



Рис. 3.19. Снятие гидротолкателей

– возьмите металлическую коробку с 16 отделениями и заполните ее чистым моторным маслом. Аккуратно, по порядку выньте из гнезд гидротолкатели (Рис. 3.19) и разложите их по отделениям, полностью погрузив в масло;

– снимите шланги на блоке термостата, расположенного на трубопроводе отвода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров, и разъем датчика температуры охлаждающей жидкости;



Рис. 3.20. Крепления на головке блока цилиндров держателя (1)  жгута проводов и подъемной проушины (2)


– снимите крепления держателя жгута проводов в точках 1 (Рис. 3.20) и подъемную проушину 2;

– выверните свечи зажигания;



Рис. 3.21. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

– постепенно ослабляя, отверните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, обратном указанному на Рис. 3.21;

– осторожно с помощником снимите головку с блока цилиндров вместе с прокладкой.

Перед установкой головки блока цилиндров проведите следующие операции.

Очистка
Категорически запрещено очищать привалочные поверхности алюминиевых деталей инструментом с острой кромкой.
Используйте средство Decapjoint, которое растворяет остатки прокладки.
Нанесите указанное средство на очищаемую поверхность, подождите примерно 10 мин, затем удалите средство деревянным шпателем. Эту операцию выполняйте в защитных перчатках. При выполнении данной операции соблюдайте особые меры предосторожности, чтобы исключить попадание посторонних частиц в каналы подачи масла под давлением к осям коромысел (эти каналы выполнены в блоке цилиндров и в головке блока).

Проверка привалочной поверхности

С помощью поверочной линейки и набора щупов проверьте деформацию привалочной поверхности. Максимально допустимая неплоскостность 0,05 мм. Шлифовка головки блока цилиндров не допускается. Проверьте головку блока цилиндров на наличие возможных трещин. Проверьте состояние болтов крепления головки блока цилиндров: болты могут быть использованы повторно, если длина стержня болта под головкой не превышает 117,7 мм. В противном случае замените все болты. Для правильной затяжки болтов удалите шприцем масло, оставшееся в крепежных отверстиях головки блока цилиндров под болты крепления. Не смазывайте моторным маслом новые болты. Напротив, повторно используемые болты должны быть обязательно смазаны моторным маслом.

Установка:

– поверните с помощью ключа или головки болт шкива коленчатого вала по часовой стрелке, чтобы поршни находились примерно посредине их хода для исключения поломки клапанов;

– уложите на блок цилиндров новую прокладку;

– если снималась нижняя часть впускного коллектора, ее нужно установить на этой стадии перед затяжкой болтов крепления, убедившись в том, что сторона, обращенная к приводу механизма газораспределения, установлена заподлицо со стороной головки блока цилиндров;

– осторожно опустите головку на блок цилиндров, не сместив при этом прокладку;

– вставьте проверенные (или замененные) болты и затяните их от руки;

– затяните болты крепления головки блока цилиндров моментом 20 Н·м в порядке, указанном на Рис. 3.21, затем доверните все болты в том же порядке на 240°±6°. После выполнения этой процедуры не требуется дополнительная затяжка болтов. При отсутствии угломерной насадки на вороток предварительно нанесите краской угловую разметку на головку блока цилиндров;



Рис. 3.22. Проверка гидротолкателя (усилие прикладывается по стрелке)

– проверьте гидротолкатели (Рис. 3.22), надавив пальцем на их торец по указанной на рисунке стрелке. Если плунжер утапливается, значит, гидротолкатель надо прокачать. Для этого полностью погрузите гидротолкатель в емкость с моторным маслом и несколько раз нажмите на его торец;

– выньте гидротолкатели из ячеек коробки с маслом и установите каждый на свое место;

– по одному выньте из коробок роликовые коромысла и разложите их по своим местам;

– смажьте подшипники распределительных валов. Не допускайте попадания масла на привалочную поверхность крышки головки блока цилиндров;



Рис. 3.23. Установка распределительных валов (зубчатые звездочки сняты)



Рис. 3.24. Расположение пазов на торцах распределительных валов (вид со стороны маховика)

– уложите распределительные валы по нанесенным меткам на свои места (Рис. 3.23). Пазы на торцах валов (со стороны маховика) должны располагаться горизонтально (Рис. 3.24);

– установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, как описано ниже в подразделе «Зубчатый ремень»;



Рис. 3.25. Нанесение валиком герметика на поверхность крышки головки блока цилиндров

– убедитесь в чистоте привалочных поверхностей головки и крышки. Они должны быть чистыми, сухими и обезжиренными (особенно избегайте касаться их пальцами, чтобы не оставлять следов жира). С помощью валика нанесите герметик Loctite 518 на поверхность крышки головки блока цилиндров, пока она не приобретет красноватый оттенок (Рис. 3.25);



Рис. 3.26. Последовательность затяжки болтов крышки головки блока цилиндров

– установите крышку головки блока цилиндров и затяните болты ее крепления в последовательности, указанной на Рис. 3.26. Моменты затяжки приведены в табл. 3.1;


Таблица 3.1
Моменты и последовательность затяжки болтов крышки головки блока цилиндров



Рис. 3.27. Привалочная поверхность маслоотделителя, на которую наносится герметик

– убедитесь в чистоте привалочных поверхностей маслоотделителя и головки блока цилиндров. Они должны быть чистыми, сухими и обезжиренными (особенно избегайте касаться их пальцами, чтобы не оставлять следов жира). С помощью валика нанесите герметик Loctite 518 на поверхность маслоотделителя, пока она не приобретет красноватый оттенок (Рис. 3.27);



Рис. 3.28. Последовательность затяжки болтов крепления маслоотделителя: А – подъемная проушина

– установите маслоотделитель, затянув болты его крепления установленным моментом, и подъемную проушину (Рис. 3.28);

– выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию;

– залейте в двигатель масло и охлаждающую жидкость, пустите двигатель, убедитесь в его нормальной работе и отсутствии течи масла и жидкостей.