Мелкий ремонт кузова и устранение дефектов
Восстановление кузова проводите сразу же после обнаружения дефекта. Кузов наиболее подвержен коррозии. По степени поражения коррозию можно разделить на три группы: косметическую, проникающую и структурную. |
Косметическая коррозия появляется на наружных поверхностях в виде точечной ржавчины в местах контакта кузова с накладными деталями – декоративными накладками, фонарями, а также на кромках фланцев дверей, капота, крышки багажника. Этот вид коррозии появляется в первую очередь там, где повреждено лакокрасочное покрытие. Ухудшая внешний вид автомобиля, косметическая коррозия, если не принимать мер, прогрессирует и переходит в проникающую коррозию. |
Проникающая коррозия затрагивает наиболее труднодоступные для визуального контроля места скопления влаги и грязи. Она обнаруживается, когда ущерб, нанесенный ею, трудно исправим. Наиболее подвержены ее воздействию внутренние поверхности коробчатых сечений, поверхности передних и задних крыльев, пороги и поперечины пола, сам пол со стороны салона, внутренние полости дверей. |
Структурная (сквозная) коррозия затрагивает места крепления к кузову силового агрегата, ходовой части, элементов, образующих несущий каркас кузова. Особенно подвержены структурной коррозии элементы, испытывающие абразивно-коррозионное воздействие, – днище, пороги, колесные арки, передние и задние крылья. Потеря механической прочности этих элементов приводит к выходу из строя всего кузова автомобиля. |
Участки, затронутые коррозией, восстанавливайте сразу при обнаружении ее следов на лакокрасочном покрытии или в местах отслоения мастики. |
Самый радикальный метод удаления ржавчины – механический, хотя он и более трудоемок. Сочетание химической и механической обработки пораженных мест наиболее целесообразно и эффективно. |
Восстановление участков, затронутых коррозией, проводите в следующем порядке. |
Для облегчения удаления ржавчины смочите место повреждения уайт-спиритом или автоочистителем «Омега-1». Удаляйте продукты коррозии металлическими щетками, шаберами различной формы, шпателями, шлифовальными кругами и шкурками на тканевой или бумажной основе. |
Зачистите до металлического блеска места повреждения от ржавчины, старого грунта и краски, битумного или пластизольного покрытия. |
Промойте зачищенные места водой, высушите и обезжирьте. |
Нанесите кистью фосфатирующий препарат типа «Фосфатор». |
Высушите обработанную поверхность в течение 25–30 мин при температуре 18–20 °С. |
На подготовленную поверхность нанесите быстросохнущий грунт фосфатирующего или пассивирующего типа с низкой температурой сушки, такой как ВЛ-2 или ВЛ-08 (фосфатирующий грунт, температура сушки 15-20 °С, время сушки 24 ч) либо ГФ-073 или НЦ-097 (пассивирующий грунт, температура сушки 15–20 °С, время сушки 4 ч). |
После высыхания первого слоя нанесите второй слой грунта. Дайте ему слегка подсохнуть и окрасьте декоративной эмалью. |
Эффективная борьба со структурной коррозией – самая трудоемкая и дорогостоящая. Она заключается в осмотре автомобиля, необходимой разборке и замене отдельных пораженных элементов кузова или удалении поврежденных участков и приварке на эти места накладок. Установка накладок не решает проблему, а только несколько замедляет развитие сквозной коррозии кузова. Замена поврежденных элементов из запасных частей или новыми элементами позволит продлить срок эксплуатации кузова еще на 10–15 лет. |
Восстановление лакокрасочного покрытия неизбежно в процессе эксплуатации любого автомобиля. |
Устранение мелких царапин, не затрагивающих металл кузова, проводите в следующем порядке. |
Удалите частицы отставшей краски, обработав место повреждения тонкой шлифовальной пастой. |
Промойте обработанную поверхность чистой водой, обезжирьте и высушите. |
Нанесите на царапину маленькой кисточкой тонкий слой краски. |
Продолжайте наносить тонкие слои краски слой за слоем, пока поверхность ее внутри царапины не достигнет уровня окружающей поверхности панели. |
Дайте новой краске полимеризоваться в течение двух недель. |
Прошлифуйте очень тонкой шлифовальной пастой окрашенную поверхность заподлицо с поверхностью остальной части панели. |
Обработайте отремонтированную поверхность восковым составом. |
Если глубина царапины достигла поверхности металла и вызвала коррозию, выполните следующее: |
– удалите скребком ржавчину;
– обработайте поверхность ингибиторным составом, чтобы исключить дальнейшее развитие коррозии вглубь металла;
– разбавьте слегка шпаклевку растворителем и нанесите ее резиновым аппликатором (шпателем) на царапину;
– дайте шпаклевке слегка подсохнуть;
– наденьте хлопчатобумажную перчатку на руку, смочите указательный палец растворителем и проведите вдоль царапины – на ее поверхности должна образоваться легкая выемка;
– после высыхания шпаклевки окрасьте поврежденное место. |
Шпаклевка кузова
Шпаклевка, предшествующая окраске, позволяет восстановить геометрическую поверхность ремонтируемой панели кузова. Выпускается множество типов кузовных шпаклевок, но лучше всего в работе ведет себя шпаклевка с отвердителем, надо только строго выполнять рекомендации изготовителя. Шпаклевка наносится гибким резиновым или пластмассовым аппликатором. Замешивайте небольшое количество шпаклевки на чистой деревянной или картонной поверхности, экономно расходуя отвердитель. |
Шпаклевку проводите в следующем порядке. |
Подготовьте металлическую поверхность, как описано выше. |
Приготовьте шпаклевку согласно инструкции завода-изготовителя. |
Аппликатором нанесите шпаклевку на поврежденный участок кузовной панели. Для достижения желаемого контура поверхности и уровня шпаклевки каждый мазок аппликатором должен проходить через всю ремонтируемую поверхность. Как только контур зашпаклеванной поверхности приблизится к контуру неповрежденной поверхности, немедленно прекратите наносить шпаклевку, так как она, застывая, начнет прилипать к аппликатору, образуя комки и оставляя задиры. |
Наносите слои пасты с интервалом около 20 мин до тех пор, пока уровень зашпаклеванной поверхности не станет слегка выпуклым над окружающим металлом панели. |
Дайте обработанной поверхности полностью высохнуть и затвердеть. |
Удалите избыток шпаклевки водостойкой шкуркой: сначала крупнозернистой типа N-180, затем, постепенно снижая зернистость, закончите обработку шкуркой N-600. Рекомендуется применять импортные материалы из-за более высокого качества абразива и подкладки. |
Для достижения лучших результатов рекомендуется предварительно обернуть (или наклеить) бумагу вокруг деревянного бруска (можно использовать резину или пенопласт). |
В процессе обработки регулярно и обильно смачивайте наждачную бумагу водой. Работу выполняйте до тех пор, пока не будет достигнута абсолютная гладкость обрабатываемой поверхности. |
На заключительном этапе обработанная поверхность должна казаться диском или овалом чистой поверхности, заканчивающейся постепенно сходящим на нет краем хорошо сохранившейся краски. |
Промойте обработанное место большим количеством проточной воды, чтобы удалить мельчайшие абразивные частицы, образовавшиеся в процессе шлифовки. |
Высушите, обезжирьте и снова просушите поверхность феном. |
Нанесите из аэрозольного баллончика тонкий слой грунта, выявляя таким образом все допущенные при шлифовке дефекты. |
Обнаруженные дефекты устраните путем нанесения слоя свежей шпаклевки. |
Повторите этап обработки шкуркой и шлифовку. |
Повторяйте этапы шпаклевки, шлифовки и грунтовки до тех пор, пока не получите удовлетворительный результат. |
В заключение ополосните обработанную поверхность проточной водой и высушите ее – теперь поверхность подготовлена к окраске. |
Окраска кузова
Окраска поверхности панели должна проводиться в сухом, чистом и предварительно проветренном помещении. Воздух в помещении должен быть сухим, чистым и неподвижным. |
Окраску проводите в следующем порядке. |
Выделите участок панели, подлежащий окраске; закройте остальную поверхность плотной бумагой, закрепленной липкой лентой. Оставьте открытым по периметру участок не затронутой повреждением поверхности шириной 50 мм. Тонкую бумагу (газетную) используйте в несколько слоев. |
Перед окраской проверьте работу пульверизатора или аэрозольного баллончика на вспомогательной поверхности (картоне) и отработайте технику нанесения покрытия. |
Загрунтуйте поверхность. Необходимая толщина достигается за счет многослойности тонких слоев грунтовки. Высушите обрабатываемую поверхность перед нанесением каждого слоя грунта. |
Прошлифуйте поверхность влагостойкой шкуркой N-600, не жалея проточной воды. Добейтесь абсолютной гладкости поверхности. |
Дайте грунту полностью высохнуть. |
Нанесите слой краски, вновь добиваясь его толщины за счет нескольких слоев (3–5). Слои наносите «по-мокрому», дав слегка высохнуть предыдущему слою. |
Окрашивание начинайте из центра ремонтируемого участка, перемещая руку с пульверизатором (баллончиком) по спирали, расширяя радиус действий до тех пор, пока покрытой не окажется вся поврежденная поверхность, а также кольцо окружающей поверхности шириной примерно 50 мм. |
Спустя 10–15 мин, не позже, после нанесения последнего слоя краски снимите прикрывавшие панель кузова бумагу и клейкую ленту. |
Краска окончательно высыхает (полимеризуется) в течение двух недель. |
Только тогда приступайте к выравниванию цветового перехода, обрабатывая восстановленную поверхность очень тонкой шлифовальной пастой. |
В заключение нанесите на восстановленную панель слой воскового покрытия АВ-70. Если после окраски кузова прошло менее 4 лет, то можно применять автополироль. |
В случае если после применения указанной технологии не удалось добиться удовлетворительных результатов, можно воспользоваться шлифовальной пастой марки ПМА-2. Если и это не поможет, то придется полностью перекрасить кузов. Повторное применение пасты ПМА-2 не допускается. |
Устранение небольших дефектов кузова
Возникшие деформации наружных поверхностей, связанные с их незначительными повреждениями, устраняются двумя способами – выколоткой и рихтовкой, вслед за которыми восстанавливают лакокрасочное покрытие. Если применение выколотки затруднено из-за невозможности доступа с обратной стороны, повреждение устраняется наружным вытягиванием и применением полимерных материалов. |
Устранение небольших повреждений проводите в следующем порядке. |
Удалите старое лакокрасочное покрытие с поврежденного участка и подготовьте поверхность, как описано выше, для окраски. |
Зачищенную до металла поверхность покройте сеткой царапин, что обеспечит максимальную сцепляемость шпаклевки и обрабатываемой поверхности. |
В зависимости от максимальной глубины повреждения подготовьте: |
– полиэфирную шпаклевку марки ПЭ-0089, если глубина повреждения не превышает 2,5 мм. Перед применением массу смешайте с отвердителем (100:2,0) и нанесите шпателем на зачищенную до металлического блеска и обезжиренную поверхность;
– эпоксидный клей на основе смолы типа ЭД-20, если глубина повреждения не превышает 4 мм;
– эпоксидную шпаклевку марки ЭП-0020, если глубина повреждения не превышает 7 мм. Перед применением смешайте массу с отвердителем (100:8,5) и нанесите шпателем на зачищенную до металлического блеска и обезжиренную поверхность. |
Нанесите несколько тонких слоев шпаклевки, пока поверхность не примет форму, близкую к первоначальной, с небольшим выступанием над ней. |
Дайте шпаклевке затвердеть до такого состояния, когда она продавливается ногтем пальца руки. |
Приступите к подготовке поверхности под восстановление лакокрасочного покрытия, как описано выше. |
Наиболее высокое качество ремонтных работ достигается при использовании полиэфирных шпаклевок. |