Ремонт кузова
Прежде чем приступить к ремонту даже на первый взгляд незначительного повреждения кузова автомобиля, необходимо выполнить ряд предварительных измерений без снятия узлов и агрегатов шасси для проверки геометрии точек крепления узлов и контрольных точек пола кузова. Для того чтобы убедиться в отсутствии у кузова деформаций, |
которые обусловливают снятие узлов и агрегатов шасси, установите кузов на ремонтно-проверочный стапель. |
Перед началом замеров на стапеле необходимо очистить пол кузова и силовой агрегат. Измерения выполняются с помощью специальных приспособлений после установки автомобиля на подъемник стенда и снятия колес. |
Контролю подлежат: |
– дверные проемы; – верхние узлы крепления стоек передней подвески на колесном кожухе; – углы установки передних и задних колес; – высота установки картера рулевого механизма. |
Высота и правильность установки картера рулевого механизма определяют курсовую устойчивость автомобиля при ускорении, торможении и движении на дорогах с неровным покрытием. |
После проведения проверочно-ремонтных работ на стапеле необходимо выполнить следующее: |
– заменить шаровые шарниры рычагов передней подвески и рулевых тяг, а при необходимости и рулевой механизм; – проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, ободьев колес, шин и элементов подвески; – проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних и задних колес. |
Геометрические размеры каркаса кузова автомобиля и точки, между которыми следует проводить измерения, указаны в конструкторской документации фирмы Renault. Для различных проверочных и ремонтно-восстановительных стапелей и стендов разработаны специальные комплекты приспособлений и документация на базе ЭВМ, упрощающие выполнение ремонтных работ. |
|
Обычно бывает трудно обнаружить незначительные деформации кузова, возникшие вследствие ударов средней силы по передней или задней части автомобиля. При сомнениях следует проконтролировать подозрительные места органолептическим способом – ощупывая пальцами поверхность кузова. Замеченные дефекты удалите правкой и рихтованием. |
При необходимости полное удаление приваренных деталей кузова выполняется по точкам сварки, частичное – путем вырезания деформированного участка. Установка нового элемента осуществляется сваркой с учетом припуска примерно 20 мм. |
Удаление точек контактной сварки при снятии поврежденных или деформированных деталей, первоначальная форма которых не может быть восстановлена рихтовкой непосредственно на автомобиле, осуществляется с помощью пневматического зубила или высверливания их твердосплавным инструментом с центрирующим выступом. |
|
Особенности сварочных работ при ремонте кузова
Во избежание выхода из строя электрооборудования при проведении сварочных работ необходимо отсоединить от бортовой сети обе клеммы аккумуляторной батареи, желательно снять батарею с автомобиля. |
Перед отсоединением батареи следует уточнить кодовую комбинацию автомагнитолы, поскольку восстановить ее можно только на заводе-изготовителе. Содержимое запоминающих устройств других электронных приборов автомобиля также может быть утрачено, поэтому надо снять с автомобиля ЭБУ. |
Используйте только методы точечной контактной сварки. В случаях, когда это невозможно, в виде исключения допускается использовать электродуговую сварку в среде защитного газа. |
Сварку оцинкованных деталей необходимо проводить в условиях приточной вентиляции, поскольку выделяющиеся в процессе сварки пары окиси цинка ядовиты. Кроме того, надо учитывать технологические требования, связанные с особенностями сварки оцинкованных деталей (увеличение сварочного тока на 10–30%, использование жаростойких – до 400 °С – электродов из твердой меди, зачистка электродов до образования надежного пятна контакта диаметром 4 мм, увеличение времени сварки). |
|
Рихтовочный инструмент
В настоящее время в продаже имеется большое количество рихтовочных молотков, которые отличаются значительным разнообразием по массе, форме бойка и материалу. Рабочая часть рихтовочных молотков обработана по радиусу и должна быть отполированной. Следы забоин, царапин, рисок или других повреждений на бойке рихтовочных молотков не допускаются. |
Молотки, ударная часть которых представляет собой плоские бойки, при рихтовке лицевых поверхностей панелей кузова применять не рекомендуется, так как они оставляют на металле следы в виде забоин. |
Для правки сильно деформированных деталей используют деревянные молотки (киянки). На небольших деформированных участках рихтовка проводится специальным молотком с насечкой на бойке. |
Легкие молотки, молотки-«гладилки» применяют при устранении мелких вмятин и забоин, когда лицевую поверхность доводят под окраску или когда необходимо восстановить поверхность, не повредив лакокрасочное покрытие. |
Молотки с пластмассовыми или резиновыми бойками используют при окончательной (тонкой) рихтовке окрашенных поверхностей. |
Фасонные плиты, оправки и наковальни предназначены для поддержки тонколистового металла кузовных панелей в процессе восстановления деформированных участков. |
Рабочие поверхности этих инструментов всегда должны быть хорошо отполированы. Для устранения небольших вмятин или выпуклостей без повреждения краски поверхности некоторых из инструментов доводят до идеальной чистоты и хромируют. |